Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
22.02.2021

Навигационные спутники производства «ИСС» помогают работать на добыче полезных ископаемых

«Любая страна создаёт спутниковую систему в первую очередь для себя. Система ГЛОНАСС проектировалась так, чтобы наиболее оптимально обеспечивать сигналами, прежде всего, высокоширотные пояса, то есть российский Север. Этому способствует орбитальное наклонение 64,8 ° (в отличие от GPS, у которой наклонение 56 °). То есть над северными широтами космических аппаратов ГЛОНАСС в зоне видимости больше. И при помощи ГЛОНАСС навигационная задача в этих регионах решается несколько лучше, чем на экваторе. При этом большинство устройств потребителя сегодня являются многосистемными».
Василий Звонарь, начальник отдела проектирования космических комплексов (систем) координатно-метрического назначения

На острове Большевик в Северном Ледовитом океане пурга – обычное явление. Метёт так, что не видно не только ледника, который возвышается огромной горой неподалёку от рабочего посёлка, но и соседних вагончиков. Сезон золотодобычи в октябре закончился, но на участке остались работы, которые необходимо выполнить. И погодные условия в расчёт не берутся. Промышленное оборудование, инструменты, топливо и провизия доставляются на остров по океану сухогрузами. Следующий сезон должен быть всем обеспечен заранее, а значит, грузы нужно перевезти в посёлок до того, как его все покинут.

iss_arktica_2021.jpg

Остров Большевик находится на юге архипелага Северная Земля, административно расположен на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Является сухопутным центром Северного морского пути. Средняя годовая температура – минус 14–16 °С, зимой от минус 40 °С и ниже, в июле-августе – поднимается до плюс 5–7 °С.

От берега до посёлка вахтовиков около сотни километров. Здесь, на материке – цивилизация, и сто километров пути по шоссейной дороге занимают час-полтора. В арктической пустыне, занесённой метровыми сугробами, это расстояние требует суточной экспедиции. Тем более для землеройной техники, средняя скорость которой 10–15 км/ч. Получается, что путь туда обратно занимает почти 24 часа. Пока контейнеры с грузом ставят на санный прицеп, у машиниста отдых и ночёвка. Забирать грузы с берега отправили бульдозериста Александра. Его большой бульдозер «Четра Т-35» – машина мощная, идёт напролом хоть по каменным валунам, хоть по ледовым торосам и снегу. За стеклом кабины по-киношному завывает метель, в её просветах куда ни кинь взгляд – бескрайняя пустыня из белых холмов, очертания которых постоянно меняются. Скалы тоже занесены снегами, либо их просто не видно из-за пурги. Небо и земля почти одного цвета.

Бульдозер навигатором не оснащён, ведь он предназначен для работы на конкретно обозначенном участке, а не для спонтанных рейсовых поездок. На выручку машинисту пришёл его собственный планшет. «Я занёс трек в навигационную программу и ориентировался по нему, – рассказал Александр. – Если видел, что отклонился от линии на планшете, корректировал курс». Поездки за грузами заняли больше недели. Без навигатора они могли бы затянуться и на больший срок. Известны случаи, когда люди, в том числе водители, в пурге терялись, ведь ориентиров в таких условиях никаких. Легко ориентируются здесь только белые медведи, которые ничего не боятся, будто знают, что они охраняются Красной книгой. И это дополнительный риск для работающих на острове.

В настоящее время навигационные устройства помогают не только геологоразведочным партиям. Когда уже разработано месторождение и, казалось бы, исследован весь каменистый остров, чья флора исчерпывается мхами и редкими травами в середине лета, сигналы от рукотворных звёзд – навигационных спутников – не просто оптимизируют работу золотодобытчиков, но и реально помогают им выжить в суровых условиях Крайнего Севера. И основная заслуга в этом – космических аппаратов системы ГЛОНАСС.