Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Системы функциональных дополнений ГНСС

Развитие мировых ГНСС идет по пути повышения точности и доступности позиционирования, обеспечения целостности навигационного поля, а также расширения доступных услуг. Сформировалось два направления развития ГНСС , связанных с повышением точности и надежности предоставляемых ими навигационных услуг:

  • модернизация существующих (ГЛОНАСС, GPS) и создание новых ГНСС(европейский проект Galileo, китайский проект Beidou);
  • развитие ФД.

ФД ГНСС предоставляют потребителям дополнительную информацию, которая позволяет повысить точность и достоверность определения пространственных координат, скорости движения и времени.

Выходная информация ФД доводится до потребителей по специальным каналам связи. Она обычно содержит КИ (для устранения или уменьшения погрешностей определения местоположения потребителей) и информацию о целостности ГНСС (для обеспечения достоверности результатов местоопределения).

В Российской Федерации и в других странах развернуты ФД различного типа и ведутся активные работы по модернизации существующих и созданию новых систем.

Параметры Системы ФД
Локальные дифференциальные системы Региональные дифференциальные системы Широкозонные системы дифференциальной коррекции Глобальные системы дифференциальной коррекции
Состав

Одна или несколько станций сбора измерений1

канал передачи данных

Сеть станций измерений

каналы передачи данных

вычислительный центр

Региональная сеть станций измерений

каналы передачи данных

вычислительный центр

наземный комплекс управления

Глобальная сеть станций измерений

каналы передачи данных

вычислительный центр

наземный комплекс управления

Корректирующая информация

Поправки к навигационным параметрам, измеряемым потребителем

информация о целостности системы2

Поправки к навигационным параметрам, измеряемым потребителем

информация о целостности системы

Поправки к эфемеридно-временной информации3

поправки к навигационным параметрам, измеряемым потребителем

информация о целостности системы

Поправки к эфемеридно-временной информации

поправки для исключения атмосферных искажений сигнала

поправки к навигационным параметрам, измеряемым потребителем

информация о целостности системы

Каналы передачи Наземные линии передачи данных4 Наземные линии передачи данных Космические аппараты связи и ретрансляции Космические аппараты связи и ретрансляции
Зона действия 50 — 200км 400 — 2 000 км 2 000 — 5 000 км глобальное покрытие
Погрешность определения местоположения потребителя 1 — 5 см 5 — 50 см 5 дм — 2 м 5 см — 2 м

1 ССИККС, представляющие собой комплекс высокоточной навигационной аппаратуры, установленные в точках с известными координатами.

2 информация о целостности системы — информация о сбоях в работе ГНСС , не обнаруженных или не исправленных её собственными средствами в процессе эксплуатации. Передача информации о целостности системы предотвращает использование потребителями некорректных навигационных данных.

3 ЭВИ — данные для расчёта орбиты КА и данные бортовых часов.

4 наземные линии передачи данных — УКВ-радиостанции, системы подвижной беспроводной связи или сеть Интернет.



В настоящее время развиваются широкозонные системы функциональных дополнений: СДКМ (Россия), WAAS (США), EGNOS (Евросоюз), BDSBAS (Китай), GAGAN (Индия), MSAS (Япония), SouthPan (Австралия), ANGA (Африка), KAAS (Южная Корея), UKSBAS (Великобритания).

Широкозонные системы дифференциальной коррекции

СДКМ Россия Широкозонная система дифференциальной коррекции и мониторинга
EGNOS Евросоюз Европейская геостационарная навигационная служба (European Geostationary Navigation Overlay Service)
ANGA Африка Функциональные дополнения навигации Африки (Augmented NaviGation for Africa)
GAGAN Индия Геостационарное функциональное дополнение навигации системы GPS (GPS-aided GEO augmented navigation)
KAAS Южная Корея Корейская космическая система функциональных дополнений (KOREA Augmentation Satellite System)
BDSBAS КНР Космическая система функциональных дополнений BeiDou (BeiDou Satellite-Based Augmentation System)
UKSBAS Великобритания Космическая система функциональных дополнений Великобритании (The UK Space-Based Augmentation System)
MSAS Япония Космическая система функциональных дополнений на космических аппаратах MTSAT (MTSAT (Multifunctional Transport Satellites) Satellite Augmentation System
WAAS США Широкозонная система функциональных дополнений (Wide Area Augmentation System)
SouthPAN Австралия Сеть функциональных дополнений южного позиционирования (Southern Positioning Augmentation Network)

Зона действия системы СДКМ – вся территория Российской Федерации и прилегающие географические районы, основной потребитель системы – гражданская авиация. Корректирующая информация СДКМ передаётся с помощью КА системы ретрансляции «Луч». Третий аппарат в группировке «Луч-В» выведен на орбиту в 2014 году.


Существуют частные глобальные системы дифференциальной коррекции, например, StarFire navigation system (коммерческая система компании John Deere); Starfix DGPS System и OmniSTAR (коммерческая система голландской компании Fugro N.V.).

Отдельное место в числе глобальных систем дифференциальной коррекции занимает «сервис РРР» (Precise Point Positioning – высокоточное абсолютное позиционирование). Технология PPP способна обеспечить точности позиционирования на уровне от дециметра до сантиметра и более (для режима статики) при сочетании точных спутниковых орбит и часов с двухчастотным приемником сигналов ГНСС (за счет учета эффекта влияния ионосферы первого порядка).

К основным преимуществам технологии PPP по сравнению с другим методам дифференциального позиционирования следует отнести то, что для реализации PPP необходим только один приемник и не требуются специальные базовые станции в непосредственной близости от пользователя.


Следует специально выделить ФД, отличающиеся от традиционно применяемых потребителями – псевдоспутниковые и ассистирующие ФД.

Псевдоспутниковые ФД представляют собой один или несколько псевдоспутников (навигационных спутников, размещенных на земле), формирующих навигационные сигналы в формате ГНСС . Они дополняют глобальное радионавигационное поле ГНСС в заданном районе и обычно имеют локальную рабочую зону. Ее размер определяется мощностью передатчика псевдоспутников и дальностью прямой видимости.

Ассистирующие ФД — системы, реализующие режим «assisted GNSS» и формирующие не корректирующие поправки, а дополнительную вспомогательную информацию для ускорения вхождения в связь с НКА и повышения надежности местоопределений потребителей.


В настоящее время Госкорпорация «Роскосмос» ведёт работы по созданию глобальной системы высокоточного определения навигационной и ЭВИ в реальном времени для гражданских потребителей. Проект предполагает развёртывание глобальной сети ССИ и создание на базе навигационных радиосигналов ГЛОНАСС и дополнительной корректирующей информации системы предоставления услуг высокоточных навигационных определений. Работы ведёт АО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения».

Высокоточную информацию на безвозмездной основе по сети Интернет в обеспечение широкого использования спутниковой навигации в Российской Федерации предоставляют научные центры:

  • ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш» — ассоциированный центр анализа Международной службы IGS (International GNSS service), ассоциированный центр анализа Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS), официальный центр анализа Международной службы вращения Земли (IERS). Продукты центра – высокоточная ЭВИ для ГЛОНАСС и GPS, параметры вращения Земли.
    ftp://ftp.glonass-iac.ru/MCC/PRODUCTS/

  • АО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» — СВОЭВП.

Применение высокоточных навигационных данных

Персональная навигация
  • Пространственно-ориентированный доступ к информационным ресурсам
Поиск и спасение
  • Поисково-спасательные операции
Геодезия и картография
  • Уравнивание геодезических сетей
  • Кадастровые работы, межевание
  • Актуализация карт и планов
Строительство
  • Дорожные строительные работы
  • Прокладка коммуникаций, трубопроводов и др.
  • Строительство и ремонт железнодорожных путей
Наземный транспорт
  • Контроль перевозок особо-опасных грузов
  • Интеллектуальные транспортные системы
  • Оперативный мониторинг состояния железнодорожных путей
Сельское хозяйство
  • Высокоточное земледелие
  • Обслуживание сельскохозяйственной техники
Авиация
  • Заход и посадка по категориям ИКАО
  • Навигация беспилотных летательных аппаратов
Космос
  • Отслеживания средств выведения
  • Высокоточное определение орбит космических аппаратов
Водный транспорт
  • Подход и маневрирование в портах, на внутренних водных путях
Окружающая среда
  • Мониторинг деформаций Земли
  • Мониторинг параметров вращения Земли
  • Мониторинг состава и состояния тропосферы и ионосферы
  • Мониторинг водных и лесных ресурсов
  • Добыча полезных ископаемых
Связь и синхронизация
  • Синхронизация работы линий электропередач
  • Синхронизация средств связи и телекоммуникаций
  • Синхронизация времени разнесённых в пространстве потребителей
  • Всемирное скоординированное время (UTC)