Впервые использовать спутники для навигации предложил проф. В.С. Шебшаевич в 1957 году. Такая возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. Данные исследования были использованы в 1963 году при опытно-конструкторских работах над первой
отечественной низкоорбитальной системой «Цикада».
В 1967 году на орбиту был выведен первый навигационный отечественный спутник «Космос-192».
Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 году.
После 2008 года потребители космических навигационных систем «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание системой
ГЛОНАСС, и эксплуатация этих систем была прекращена.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название
ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 года запуском спутника «Космос-1413».
Система
ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году.
В 1995 году развернута ОГ полного состава (24 КА «Глонасс» первого поколения) и начата штатная эксплуатация системы.
Подробнее об истории развития ГЛОНАСС
Система ГЛОНАСС в расширенной конфигурации включает в себя следующие составные части:
Головная организация по развитию и использованию системы ГЛОНАСС — АО «Российские космические системы».
Головная организация по космическому комплексу ГЛОНАСС — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».
Оператор государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — АО «ГЛОНАСС».
Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности — НП «ГЛОНАСС».
Оперативный круглосуточный мониторинг и подтверждение характеристик навигационного поля ГЛОНАСС осуществляет ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш».
За последние годы своего развития ГНСС и их ФД стали основой систем координатно-временного и навигационного обеспечения развитых стран, существенным элементом государственных и частных секторов мировой экономики. С одновременным функционированием нескольких ГНСС возрастает необходимость координации программ их развития между странами–владельцами таких систем, а также международными организациями, непосредственно связанными с развитием и использованием ГНСС. Международное сотрудничество в области ГНСС – важнейшая составная часть национальной политики Российской Федерации в области космической деятельности.
С целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими ГНСС и продвижения ее использования за рубежом специалисты ИАЦ КВНО АО «ЦНИИмаш» участвуют самостоятельно и организуют участие российских представителей в мероприятиях:
Специалисты ИАЦ КВНО участвуют в двусторонних переговорах и консультациях с провайдерами зарубежных глобальных и региональных навигационных систем, а также в работах по созданию за рубежом наземного измерительного сегмента системы ГЛОНАСС, являющегося одним из важнейших факторов обеспечения ее конкурентоспособности и широкого применения.
На протяжении всей истории развития спутниковой радионавигации доминирующей была и остаётся проблема повышения точности навигационных определений, что требует совершенствования как аппаратных и программно-алгоритмических средств, так и развития систем ФД ГНСС.
Система ФД ГНСС (комплекс технических и программных средств), которая передаёт потребителям навигационных сигналов дополнительную корректирующую информацию для повышения точности и надежности навигационных определений.
В настоящее время в России и за рубежом созданы и развиваются различные ФД, ориентированные на разных потребителей и отличающиеся местом размещения, размером зон обслуживания, типом канала доведения корректирующей информации.
ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, ее обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы. Оператором ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является АО «ГЛОНАСС» (https://aoglonass.ru/).
При аварии абонентский терминал, установленный на автомобиле, определяет степень тяжести аварии, местоположение пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС и/или GPS, устанавливает связь с инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС» и передаёт через любого сотового оператора необходимые данные об аварии.
Вызов можно совершить вручную с помощью специальной кнопки SOS. При этом оператор контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования — спасателей, Скорую помощь, ГИБДД.
Российская государственная система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» технологически совместима с общеевропейской системой eCall.
Предусмотрена возможность предоставления дополнительных сервисов: функции тахографа, удалённая диагностика состояния транспортного средства, система организации движения транспорта, охранно-поисковые системы.
В рамках реализации проекта развернута инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в субъектах Российской Федерации, выполнено сопряжение с системами-112 и экстренными оперативными службами, другими государственными системами, утвержден комплекс национальных технических стандартов, принят Федеральный закон «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», который вступил в силу с 01 января 2014 года.
В июле 2013 года система была запущена в опытную эксплуатацию в 15 регионах России. 1 января 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию. Первым серийным автомобилем, оборудованным системой «ЭРА-ГЛОНАСС», стал российский автомобиль Lada Vesta.
С 2018 года абонентские терминалы системы устанавливают на все автотранспортные средства, продаваемые в России.
Внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» привело к сокращению времени реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволило снизить уровень смертности и травматизма на дорогах и повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок.
Система ГЛОНАСС предоставляет потребителю два вида услуг – стандартной и высокой точности.
Услуги стандартной точности предоставляются потребителям посредством передачи сигналов стандартной точности в L-диапазоне частот. Каждый КА «Глонасс-М» передаёт навигационные радиосигналы с частотным разделением в двух диапазонах: L1 (1,6 ГГц) и L2 (1,25 ГГц).
Сигнал стандартной точности с тактовой частотой 0,511 МГц, предназначенный для использования отечественными и зарубежными гражданскими потребителями, доступен для всех потребителей, оснащенных соответствующей АП, в зоне видимости которых находятся спутники системы ГЛОНАСС.
Штатная ОГ ГЛОНАСС состоит из 24 спутников, находящихся на средневысотных околокруговых орбитах с номинальными значениями высоты – 19 100 км, наклонения – 64,8° и периода – 11 ч 15 мин 44 с. Значение периода позволило создать устойчивую орбитальную систему, не требующую, в отличие от орбит GPS, для своего поддержания корректирующих импульсов практически в течение всего срока активного существования. Номинальное наклонение обеспечивает 100%-ную доступность навигации на территории Российской Федерации даже при условии выхода из ОГ нескольких КА.
КОЛИЧЕСТВО ШТАТНЫХ КА | 24 |
ВЫСОТА ОРБИТЫ | 19 100 км |
КОЛИЧЕСТВО ПЛОСКОСТЕЙ | 3 |
БОЛЬШАЯ ПОЛУОСЬ | 25 420 км |
ПЕРИОД | 11 ч 15 мин 44 с |
НАКЛОНЕНИЕ | 64,8° |
Характеристики |
КА «Глонасс» |
КА «Глонасс-М» |
КА «Глонасс-К» |
КА «Глонасс-К2» |
---|---|---|---|---|
Годы развертывания | 1982-2005 | 2003-2016 | 2011-2018 | После 2017 |
Состояние | Выведен из эксплуатации | В эксплуатации | В разработке на основе проведенных ЛИ | В разработке |
Используемые средства выведения | РН «Союз-2.1б», РН «Протон-М» |
|||
Гарантированный срок активного существования, лет | 3,5 | 7 | 10 | 10 |
Масса КА, кг | 1500 | 1415 | 935 | 1600 |
Габариты КА, м | 2,71х3,05х2,71 | 2,53х3,01х1,43 | 2,53х6,01х1,43 | |
Энергопотребление, Вт | 1400 | 1270 | 4370 | |
Тип исполнения КА | Герметизированный | Герметизированный | Негерметизированный | Негерметизированный |
Суточная нестабильность БСУ, в соответствии с ТЗ / фактическая | 5*10-13 / 1*10-13 | 1*10-13 / 5*10-14 | 1*10-13 / 5*10-14 | 1*10-14 / 5*10-15 |
Тип сигналов | FDMA | В основном FDMA (CDMA на КА 755-761) | FDMA и CDMA | FDMA и CDMA |
Сигналы с открытым доступом (для сигналов FDMA приведено значение центральной частоты) | L1OF (1 602 МГц) | L1OF (1 602 МГц) L2OF (1 246 МГц) начиная с №755: L3OC (1 202 МГц) |
L1OF (1 602 МГц) L2OF (1 246 МГц) L3OC (1 202 МГц) начиная с №17Л: L2OC (1 248 МГц) |
L1OF (1 602 МГц) L2OF (1 246 МГц) L1OC (1 600 МГц) L2OC (1 248 МГц) L3OC (1 202 МГц) |
Сигналы с санкционированным доступом | L1SF (1 602 МГц) L2SF (1 246 МГц) |
L1SF (1 602 МГц) L2SF (1 246 МГц) |
L1SF (1 602 МГц) L2SF (1 246 МГц) начиная с №17Л: L2SC (1 248 МГц) |
L1SF (1 602 МГц) L2SF (1 246 МГц) L1SC (1 600 МГц) L2SC (1 248 МГц) |
Дополнительное оборудование | Межспутниковые линии радио связи | Межспутниковые линии радио связи Система поиска и спасания Коспас-Сарсат |
Межспутниковые линии радио и оптической связи Система поиска и спасания Коспас-Сарсат |
На этапе проектировании для системы
ГЛОНАСС был принят частотный метод разделения сигналов различных КА: каждый из них
использует свою пару несущих частот, одна из которых принадлежит диапазону L1, другая – диапазону L2.
Для КА, которые находятся в диаметрально противоположных точках орбиты, используются одинаковые литерные частоты, по 12 в каждом диапазоне частот.
Выведенный на орбиту в 2011 году для лётных испытаний КА модификации «Глонасс-К» 1-го этапа наряду с радиосигналами L1 и L2 с частотным разделением, полностью аналогичным сигналам КА «Глонасс-М», дополнительно излучает в диапазоне L3 радиосигналы открытого доступа с кодовым разделением. Модернизированные КА «Глонасс-М» № 55–61 также излучают навигационный радиосигнал с кодовым разделением в диапазоне L3.
Диапазон | Несущая частота, МГц | Сигнал | Длительность кода ПСП, символы |
Тактовая частота, МГц | Вид модуляции | Скорость передачи ЦИ, бит/с |
---|---|---|---|---|---|---|
L1 | 1 600,995 | L1OCd L1OCp |
1 023 4 092 |
1,023 1,023 |
BPSK (1) BOC (1,1) |
125 пилот-сигнал |
L2 | 1 248,06 | L2 КСИ L2OCp |
1 023 4 092 |
1,023 1,023 |
BPSK (1) BOC (1,1) |
250 пилот-сигнал |
L3 | 1 202,025 | L3OCd L3OCp |
10 230 10 230 |
10,23 10,23 |
BPSK (10) BPSK (10) |
100 пилот-сигнал |
Передаваемые каждым КА системы ГЛОНАСС в составе оперативной информации эфемериды описывают положение фазового центра передающей антенны данного КА в связанной с Землей геоцентрической системе координат ПЗ—90, определяемой следующим образом:
Параметр | Значение |
---|---|
Угловая скорость вращения Земли | |
Геоцентрическая константа гравитационного поля Земли с учетом атмосферы | 398 600,44x109 м3/с2 |
Геоцентрическая константа гравитационного поля атмосферы Земли (fMa) | 0,35x109 м3/с2 |
Скорость света | 299 792 458 м/с |
Большая полуось эллипсоида | 6 378 136 м |
Коэффициент сжатия эллипсоида | 1/298,257 839 303 |
Гравитационное ускорение на экваторе Земли | 978 032,8 мГал |
Поправка к гравитационному ускорению на уровне моря, обусловленная влиянием атмосферы Земли | -0,9 мГал |
Вторая зональная гармоника геопотенциала (J20) | 1 082 625,7x10-9 |
Четвертая зональная гармоника геопотенциала (J40) | - 2 370,9x10-9 |
Нормальный потенциал на поверхности общеземного эллипсоида (U0) | 62 636 861,074 м2/s2 |
В качестве шкалы системного времени системы ГЛОНАСС принята условная непрерывная шкала времени, формируемая на основе шкалы времени Центрального синхронизатора системы. Центральный синхронизатор оснащен водородными стандартами частоты.
Опорной шкалой времени для системы ГЛОНАСС является национальная координированная шкала времени России UTC(SU). Расхождение между шкалой системного времени ГЛОНАСС и UTC(SU) не должна превышать 1 мс.
Шкала системного времени ГЛОНАСС корректируется одновременно с плановой коррекцией на целое число секунд шкалы координированного всемирного времени UTC.
НКУ системы ГЛОНАСС включает в себя:
Информация об Интерфейсных контрольных документах для сигналов системы ГЛОНАСС и СТЭХОС приведена в разделе Системные документы ГЛОНАСС.
Пользовательский информационный центр ГЛОНАСС: glonass-iac.ru